Вы здесь: Главная Библия вчера и сегодня Изложение основного смысла книги Бытие Ветхого Завета Библии (Главы_31-34)

Изложение основного смысла книги Бытие Ветхого Завета Библии (Главы_31-34)

Прослушать аудио-версию

Глава 31

«1И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие.

2И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня».

Местные руководители начали проявлять недовольство в отношении достигнутых договорённостей и стали выдвигать новые требования. Началась перепалка.

«3И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою».

Прослеживается понятие многобожества. Считали, что у каждой народности есть свой Бог-покровитель. Все свои удачи и неудачи израильтяне приписывали благосклонности или неблагосклонности Бога. Свой опыт и выводы относили к указаниям Бога. На самом деле, Бог един для всех, и является одним из семи титанов, строителей жизни. Его задача нести направленную «Я» (пускачом) кинетическую энергию Небу и запустить Небо в работу. Небо работает только с кинетической энергией (с Богом) и с переключателем от одной операции к другой (с ангелом). В Космосе считается жизнью жизнь Небес (информации) по созданию Нового (урожая), а всякое другое состояние называется существованием.

Иноземцы поняли, что надо быстрее уйти из этих мест на свою родину или туда, где никто не помешает им жить по своим законам и укладу.

«4И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, 5и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною (жилка предпринимательская предков); 6вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло».

Израильтяне захватили с собой рабов, мыслящих по-новому, и тех из местного населения, кто поддерживал новую систему (Рахиль и Лия).

«8Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.

9И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне.

10Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами.

11Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.

12Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]».

Зародилась разумная мысль (озарение) внутри пришельцев, что надо уходить в свои земли.

«14Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? 15не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе».

Те из местного зажиточного населения, кто пошёл с израильтянами, посчитали, что они не должны ничего отдавать из нажитого у себя на родине.

«17И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, 18и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, [и все свое,] чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.

19И как Лаван пошел стричь скот свой (собирать дань), то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.

20Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется».

Израильтяне понесли с собой свой образ жизни (жён своих) и появившееся новое (детей своих), опираясь на ответственных надёжных и исполнительных работников (верблюды), нанятых в услужение высоким чинам.

Жители Месопотамии поняли, что лишились самого производительного делателя по обогащению своему.

«21И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку (рубеж влияния Месопотамии) и направился к горе Галаад.

22На третий день сказали Лавану [Арамеянину], что Иаков ушел».

Правители Месопотамии собрали три различных вида дани и получили значительно меньше того, что было при иноземцах. Они поняли, что надо перенять способ добычи богатства у иноземцев.

«23Тогда он взял с собою [сынов и] родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад».

Использовали старые способы (родственников) и новые (сыновья). Для того чтобы сравняться с прогрессивными методами израильтян (догнать их), нужно было пройти семь подходов (ступенек) к этому.

«24И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.

25И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад».

Когда они сравнялись по своей значимости (гора Галаад), пора было бы устанавливать дипломатические отношения, но начальствующие в Месопотамии не прислушались к здравому смыслу и начали с обвинений.

«26И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием? 27зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? Я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; 28ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал».

Местные правители, изначально обманывающие пришедших израильтян, и сейчас продолжали лукавить.

«29Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого».

Рассудок, по их понятиям Бог, подсказывал правителям Месопотамии не ссориться с евреями, но эмоции взяли верх, т.е. они подумали, что ослушались Бога.

«30Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих?»

Местная знать понимала, что евреи высоко ценят свой уклад жизни. Находясь на чужой территории, склонили часть местного населения почитать их законы и повеления и забрали таких людей с собой.

«31Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих [и всего моего]».

Из практики прошлой жизни в Месопотамии, израильтяне научились не доверять местным правителям.

«32[И сказал Иаков:] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что [есть твоего] у меня, и возьми себе. [Но он ничего у него не узнал.] Иаков не знал, что Рахиль [жена его] украла их». С переходом на образ жизни евреев некоторого количества местного населения уменьшилось число идолопоклонников Лавана.

Богатая жизнь евреев (Рахиль) прельстила часть местного населения.

Израильтяне обогащали эту страну, используя их опыт и свою тактику, а когда ушли, то местные богатые жители, избалованные халявной жизнью, утратили свои навыки для обогащения.

«33И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, [и обыскивал], но не нашел. И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили.

34Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел».

Правители Месопотамии хотели вернуть к себе своих жителей, опираясь на свой уклад, но ничего подобного в поведении ушедших не было обнаружено, т.к. они были уже перевоспитаны евреями.

Опорой (седлом) для красивой богатой жизни местных, ушедших с израильтянами, стали воспитанные израильтянами надёжные исполнительные люди, которым можно доверять, они не предадут (верблюды).

Примечание автора: при чтении библейского, особенно ветхозаветного текста, надо понимать, когда имена являются символами, а когда только собственными. Смешение «Яхвиста», более раннего и более мистического, и «Жреческого кодекса» дают разные представления о значении имён.

«35Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И [Лаван] искал [во всем шатре], но не нашел идолов».

Образ жизни, согласно перевоспитанию, стал другим. Они освоили уклад пришедших и их стремление к прогрессивному.

«36Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня? 37ты осмотрел у меня все вещи [в доме моем], что нашел ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими».

Израильтяне, не вытерпев укоров, начали предъявлять встречные претензии.

«38Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; 39растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало; 40я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих.

41Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою.

42Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама (стойкость и законы предков) и страх Исаака (остаться без нажитого), ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера.

43И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?

44Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. [При сем Иаков сказал ему: вот, с нами нет никого; смотри, Бог свидетель между мною и тобою.]»

После бесполезных перепалок победила мудрость – появились зачатки дипломатии. Договор сейчас оформляется бумагами, а тогда скреплялся памятным местом (например, насыпали холм) или знаками со значением.

«45И взял Иаков камень и поставил его памятником.

46И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели [и пили] там на холме. [И сказал ему Лаван: холм сей свидетель сегодня между мною и тобою.]

47И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом (холм свидетель).

48И сказал Лаван [Иакову]: сегодня этот холм [и памятник, который я поставил,] между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад, 49также: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга; 50если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, [который бы видел,] но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою».

Они договорились не вмешиваться в дела друг друга на определённых условиях, которые никто из сторон не должен нарушать. Израильтяне взяли многое от Месопотамии. За счёт местных работников разбогатели, вытеснили местных руководителей из власти, почти полностью нейтрализовали их, приучили к богатой халявной жизни за свой счёт.

«51И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; 52этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; 53Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.

54И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе (здесь гора означает возвышенное место на земле).

55И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место».

После смешения и совместного пользования землёй пришло разделение на разные территории в виде государств (Лаван ушёл в своё место и Иаков пошёл путём своим).

Глава 32

«1А Иаков пошел путем своим. [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии».

По пути евреи встретили доброжелателей.

«2Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим».

Маханаим - «двойной стан». Это место расположено к северу от Иавока.

«3И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом (охотников), 4и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; 5и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего [Исава], дабы приобрести [рабу твоему] благоволение пред очами твоими».

Израильтяне, вышедшие из Месопотамии, решили направиться в земли, где основой для питания была охота (Исав). Они надеялись на то, что местные, увидев их домашний скот, обрадуются дополнительной пище.

«6И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.

7Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана».

Израильтяне испугались такого количества идущих им навстречу людей с непонятными намерениями, насторожились и стали принимать меры предосторожности.

«8И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись.

9И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!

10Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.

11Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава (от охотничества), ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми».

Странствующие евреи пригнали с собой большое количество скота, ранее приобретённого в Месопотамии (матери). Они боялись, что этот скот будет съеден и местные не дадут возможности заниматься земледелием и разведением скота на их территориях (дети).

«12Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества».

Они были в растерянности: если их ждёт плохое, то зачем им было предложено туда идти для создания хорошей жизни.

«13И ночевал там Иаков в ту ночь. И взял из того, что у него было, [и послал] в подарок Исаву, брату своему: 14двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, 15тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов».

Для того чтобы задобрить охотников, были посланы дары в виде домашних животных.

«16И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада».

Всё-таки настороженность и недоверие создало план постепенного прихода, чтобы в неблагоприятном случае оставить за собой часть своего богатства.

17И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: чей ты? и куда идешь? и чье это стадо [идет] пред тобою? 18то скажи: раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами [идет]».

Народ, идущий в места людей, которые занимались охотой, применял льстивые формы общения, чтобы задобрить их, и в то же время не забывали об осторожности.

«19То же [что первому] приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его; 20и скажите: вот, и раб твой Иаков [идет] за нами. Ибо он сказал сам в себе (подумал): умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня.

21И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане.

22И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; 23и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было.

24И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; 25и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним».

Боролись мнения внутри их стана. Израильтяне понимали, что, вливаясь в жизнь охотников, они теряют своё крепкое стояние, как говорится, «на двух ногах». Придётся поделить вторую опору с охотниками.

«26И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря (пришло озарение). Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

27И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.

28И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».

Предводитель не всегда доверял интуиции, озарению (боролся с Богом), выдвигая другие аргументы, и поступал по-своему (одолевал Бога), силой дипломатии или военными действиями.

После долгих странствований, смешения с другими народностями, евреям пришло прознание, что странствование не изменило их происхождению. Везде они соблюдали свой закон, уклад жизни, обычаи и вернулись к своим корням в Израиль.

«29Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.

30И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя».

Люди считали, что самого Бога увидеть нельзя, а Его присутствие можно почувствовать в виде озарения. То место, где это происходило, называли «дом Божий» или «лицо Бога». Этот смысл подтверждается и в других местах книги Бытие. Например: «И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль (дом Божий)». (Гл. 28, ст. 19).

«31И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое».

Полностью, отчётливо прояснились («взошло солнце») дальнейшие действия – надо вторую опору свою объединить с принимающими их.

«32Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова».

Во-первых, верующие воспринимали текст буквально и поэтому решили, что нельзя есть жилы животных. Во-вторых, жилы были несъедобными.

Глава 33

«1Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок.

2И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади.

3А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.

4И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали [оба].

5И взглянул [Исав] и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему.

6И подошли служанки и дети их и поклонились; 7подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились.

8И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы [рабу твоему] приобрести благоволение в очах господина моего.

9Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя.

10Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне; 11прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня всё. И упросил его, и тот взял 12и сказал: поднимемся и пойдем; и я пойду пред тобою.

13Иаков сказал ему: господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот; 14пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир («волосатый, дикий». Это означает место, где живут и промышляют охотники)».

«15Исав сказал: оставлю я с тобою несколько из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего!

16И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир».

Во время дипломатических переговоров, охотники предложили свою помощь, но пришедшие отказались, т.к. получили от охотников разрешение на земли, которые для охоты не годились. Это поля, мелкие перелески. Каждый регион стал жить по своим возможностям. Не было почвы для распрей.

«17А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф». «Шалаши», т.е. сараи и другие постройки для скота. В этом месте такие строения преобладали. А богатые для себя построили добротные дома. Их было меньше.

«18Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем («Плечо, часть спины между плечами», т.е. хребет. Пришёл туда, где тогда были крепкие труженики), который в земле Ханаанской, и расположился пред городом.

19И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой (временное проживание), у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет.

20И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева».

Глава 34

«1Дина (суд), дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той.

2И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие».

Израильтяне, живущие по своим повелениям, уставам и закону, увидели, что основная масса местных жителей простолюдины, выполняющие физическую работу, имеющие низкую мораль и нравственность, нарушали законы пришедших.

«3И прилепилась душа его в Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы.

4И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену».

Некоторые местные, более высокие по чину, вначале тоже нарушавшие законы, поняли, что им трудно управлять простолюдинами, а законы израильские им в этом помогут. Эти законы понравились, и они захотели подчинить им простолюдинов.

«5Иаков слышал, что [сын Емморов] обесчестил Дину (блюстительницу законов), дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они».

Израильтяне видели, как местные нарушали их законы, но занятые делом, долго терпели это. Настало время обсудить отношения между израильтянами и местным населением.

«6И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним.

7Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать».

Израильтяне стали предъявлять претензии к местным, что те хотят видоизменить часть законов в свою пользу.

«8Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей; дайте же ее в жену ему; 9породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе [за сыновей ваших]; 10и живите с нами; земля сия [пространна] пред вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение».

Местные руководители предложили, чтобы законы учитывали образ жизни местных и пришедших, на основе взаимоуважения.

«11Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне; 12назначьте самое большое вено (выкуп за невесту, приданое жены) и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену».

Они стали просить разрешения пользоваться законами израильтян для наведения порядка среди своих, считали, что надо повиноваться порядкам израильтян.

«13И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством (не доверяли их обещаниям); а говорили так потому, что он обесчестил Дину (закон), сестру их; 14и сказали им [Симеон (блюститель порядка) и Левий (блюститель морали), братья Дины (все трое являлись стражами порядка, т.е. братьями), сыновья Лиины]: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас; 15только на том условии мы согласимся с вами [и поселимся у вас], если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан (т.е. поставлен в определённые рамки, их поведение будет урезано правами закона); 16и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ; 17а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и удалимся».

Встречные предложения от израильтян были следующие: так как местные сразу не подчинились их законам и продолжали нарушать их, выдвинули требования: чтобы родниться с местным населением, убрать (обрезать) все местные порядки, особенно насилие мужчин над более слабыми, иначе местные будут оставлены израильтянами и погрязнут в беспределе.

Толкователи смысл поняли буквально, т.е. мужчинам стали обрезать крайнюю плоть. Это было правильно с точки зрения гигиены.

Иисус охарактеризовал это так: «Если бы оно было (обрезание) полезно, их отец зачал бы их в их матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе (урезанная законом излишняя вольность) обнаружило полную пользу». (Евангелие от Фомы, 58).

«18И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову.

19Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего.

20И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали говорить жителям города своего и сказали: 21сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей их себе в жены и наших дочерей выдавать за них.

22Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним народом, чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны (подчиняются своим законам).

23Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только [в том] согласимся с ними, и будут жить с нами».

Местные руководители стали пояснять людям, что благодаря пришельцам они станут богаче и цивилизованней жить, но только надо урезать (обрезать) свои непристойные нравы.

«24И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города его: и обрезан был весь мужеский пол, - все выходящие из ворот города его».

Все, кто выходил из этого места, были уже более прогрессивными, просвещёнными, законопослушными, а обрезание мужской плоти вошло в обычай.

«25На третий день, когда они были в болезни (болезненно переносили новое и не могли заставить себя измениться), два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч (каждый из них имел свою силу власти над людьми, т.е. меч), и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; 26и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли».

После третьего дела, по договору, израильтяне поняли, что местные жители болезненно восприняли всё и не могли заставить себя измениться. Тогда пришедшие к ним израильтяне решили уничтожить такое нерадивое негодное племя.

«27Сыновья Иакова (иноземцы) пришли к убитым и разграбили город за то, что (местные) обесчестили (их закон) [Дину] сестру их. Не смогли подчиниться их укладу и обычаям. За то, что местные мужчины не подчинились законам израильтян, они были убиты, их имущество разграблено.

28Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле; 29и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили всё, что было в [городе, и всё, что было в] домах.

30И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для [всех] жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой (испугались отмщения и своей погибели).

31Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!»

Израильтяне пришли в чужой город со своим уставом и оправдывали свои кровавые действия тем, что нельзя было терпеть издевательства над их законом и обычаями.

Люди с новыми взглядами (сыновья Иакова), попытались, осваивая новые места жительства, принимать их уклад, подстраивать его под свой и родниться с местными.

Проанализировав жестокую расправу, произведённую блюстителями порядка (Симеон) и морали (Левий), израильтяне поняли, что нельзя смешивать свои устои и законы с чужими и родниться с ними, чтобы не терять свою национальность, индивидуальность. Евреи поставили свои позиции выше других. Они недопонимали, что все имеют возможность вести свой образ жизни, и могут совершать аморальные поступки, а справедливость категория относительная и зависит от взглядов, времени развития.

Вы здесь: Главная Библия вчера и сегодня Изложение основного смысла книги Бытие Ветхого Завета Библии (Главы_31-34)

Новости сайта

  • 16.07.2022
  • 23.01.2021

    Лекция 22.01.2021 "ЕЩЁ О МИРОЗДАНИИ"

    (скачать PDF)

  • 09.02.2020

    Лекция 09.02.2020 "РАЗМЫШЛЕНИЕ"

    (скачать PDF)

  • 30.11.2019

    Лекция 30.11.2019 "Вопросов больше, чем ответов"

    (скачать PDF)