Вы здесь: Главная Библия вчера и сегодня Изложение основного смысла книги Бытие Ветхого Завета Библии (Главы_42-50)

Изложение основного смысла книги Бытие Ветхого Завета Библии (Главы_42-50)

Прослушать аудио-версию
 

Глава 42

«1И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите?

2И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть.

3Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте, 4а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его, ибо сказал: не случилось бы с ним беды.

5И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими, ибо в земле Ханаанской был голод.

6Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли.

7И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи.

8Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его.

9И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей.

10Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи; 11мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями.

12Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей.

13Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало.

14И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи; 15вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш; 16пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи».

Иосиф узнал своих братьев, вспомнил сны, что братья ему будут поклоняться и понял, что они сбываются. Он не поверил братьям, помня их ненависть и то, что они хотели убить его, но продали в рабство, т.к. это было выгоднее.

«17И отдал их под стражу на три дня.

18И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: 19если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; 20брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали.

21И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие.

22Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается.

23А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик».

Братья приняли Иосифа за египтянина и потому общались через переводчика. Когда они говорили между собой, не знали, что Иосиф их понимает.

«24И отошел от них [Иосиф] и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их.

25И приказал Иосиф наполнить мешки их хлебом, а серебро их возвратить каждому в мешок его, и дать им запасов на дорогу. Так и сделано с ними.

26Они положили хлеб свой на ослов своих, и пошли оттуда.

27И открыл один из них мешок свой, чтобы дать корму ослу своему на ночлеге, и увидел серебро свое в отверстии мешка его, 28и сказал своим братьям: серебро мое возвращено; вот оно в мешке у меня. И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?

29И пришли к Иакову, отцу своему, в землю Ханаанскую и рассказали ему всё случившееся с ними, говоря: 30начальствующий над тою землею говорил с нами сурово и принял нас за соглядатаев земли той.

31И сказали мы ему: мы люди честные; мы не бывали соглядатаями; 32нас двенадцать братьев, сыновей у отца нашего; одного не стало, а меньший теперь с отцом нашим в земле Ханаанской.

33И сказал нам начальствующий над тою землею: вот как узнаю я, честные ли вы люди: оставьте у меня одного брата из вас, а вы возьмите хлеб ради голода семейств ваших и пойдите, 34и приведите ко мне меньшого брата вашего; и узнаю я, что вы не соглядатаи, но люди честные; отдам вам брата вашего, и вы можете промышлять в этой земле.

35Когда же они опорожняли мешки свои, вот, у каждого узел серебра его в мешке его. И увидели они узлы серебра своего, они и отец их, и испугались.

36И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, - все это на меня!

37И сказал Рувим отцу своему, говоря: убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе.

38Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб».

Иаков (евреи) не хотел лишаться последней надежды на счастье благодаря новому подходу к жизни (Вениамин), надеялся на скорое улучшение, но оно не наступило. От старого надо было взять то, что собирает и добавляет (Иосиф), которого не было в данное время, т.к. был голод. Такая возможность была только в Египте. Там они могли объединиться.

Глава 43

«1Голод усилился на земле.

2И когда они съели хлеб, который привезли из Египта, тогда отец их сказал им: пойдите опять, купите нам немного пищи.

3И сказал ему Иуда, говоря: тот человек решительно объявил нам, сказав: не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами.

4Если пошлешь с нами брата нашего, то пойдем и купим тебе пищи, 5а если не пошлешь, то не пойдем, ибо тот человек сказал нам: не являйтесь ко мне на лице, если брата вашего не будет с вами.

6Израиль сказал: для чего вы сделали мне такое зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще брат?

7Они сказали: расспрашивал тот человек о нас и о родстве нашем, говоря: жив ли еще отец ваш? есть ли у вас брат? Мы и рассказали ему по этим расспросам. Могли ли мы знать, что он скажет: приведите брата вашего?

8Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; 9я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни; 10если бы мы не медлили, то уже сходили бы два раза.

11Израиль (вопросы решались при помощи дипломатии), отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов; 12возьмите и другое серебро в руки ваши; а серебро, обратно положенное в отверстие мешков ваших, возвратите руками вашими: может быть, это недосмотр; 13и брата вашего возьмите и, встав, пойдите опять к человеку тому; 14Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина, а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным».

Иосиф вернул деньги братьям, пожалев их, но они посчитали это подвохом, судя по своим меркам, и решили возвратить серебро, сопроводив его дарами, чтобы расположить к себе Иосифа.

Евреи, почувствовав безысходность своего положения, смирились с потерей роскошной жизни («буду бездетным»).

«15И взяли те люди дары эти, и серебра вдвое взяли в руки свои, и Вениамина, и встали, пошли в Египет и предстали пред лице Иосифа.

16Иосиф, увидев между ними Вениамина [брата своего, сына матери своей], сказал начальнику дома своего: введи сих людей в дом и заколи что-нибудь из скота, и приготовь, потому что со мною будут есть эти люди в полдень.

17И сделал человек тот, как сказал Иосиф, и ввел человек тот людей сих в дом Иосифов.

18И испугались люди эти, что ввели их в дом Иосифов, и сказали: это за серебро, возвращенное прежде в мешки наши, ввели нас, чтобы придраться к нам и напасть на нас, и взять нас в рабство, и ослов наших».

Снова проявляется недоверие, что подтверждает сущность этих людей.

По смыслу текста надо понимать, когда говорится об ослах как о животных, а когда как о надёжных работниках. В данном тексте говорится о животных.

«19И подошли они к начальнику дома Иосифова, и стали говорить ему у дверей дома, 20и сказали: послушай, господин наш, мы приходили уже прежде покупать пищи, 21и случилось, что, когда пришли мы на ночлег и открыли мешки наши, - вот серебро каждого в отверстии мешка его, серебро наше по весу его, и мы возвращаем его своими руками; 22а для покупки пищи мы принесли другое серебро в руках наших, мы не знаем, кто положил серебро наше в мешки наши.

23Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня. И привел к ним Симеона.

24И ввел тот человек людей сих в дом Иосифов и дал воды, и они омыли ноги свои; и дал корму ослам их.

25И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень, ибо слышали, что там будут есть хлеб.

26И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.

27Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?

28Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.

29И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!

30И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его (он понял, что ему всё время не хватало помощника, который был бы его правой рукой), и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там (душа его успокоилась).

31И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.

32И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян».

Каждый принадлежал к определённому сословию; за обедом было соблюдено разделение соответственно статусу.

«33И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом (каждый видел, кто есть кто).

34И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним».

Иосиф здесь означает часть еврейского народа, обосновавшегося в Египте и разбогатевшего благодаря своим деловым качествам. Потерпевшие крах на своей территории, бедствующие евреи из земли Ханаанской, пришли в Египет, не теряя надежды разбогатеть и вернуться с нажитым.

Обосновавшихся ранее и разбогатевших и евреев устраивала роскошная жизнь в Египте. Они давали пришедшим возможность богатеть («доля Вениамина была впятеро больше»), но не хотели отпускать их. Цели были разные.

Глава 44

«1И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, 2а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он.

3Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их.

4Еще не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? [для чего украли у меня серебряную чашу?]

5Не та ли это, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали.

6Он догнал их и сказал им эти слова.

7Они сказали ему: для чего господин наш говорит такие слова? Нет, рабы твои не сделают такого дела.

8Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших, мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской: как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото?

9У кого из рабов твоих найдется [чаша], тому смерть, и мы будем рабами господину нашему.

10Он сказал: хорошо; как вы сказали, так пусть и будет: у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты.

11Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю и открыли каждый свой мешок.

12Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом.

13И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город».

Как уже было сказано, в планы богатых не входило отпускать пришедших за пищей евреев и, благодаря описанному здесь подвоху, их вернули.

«14И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был еще дома, и пали пред ним на землю.

15Иосиф сказал им: что это вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает?

16Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? Что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша.

17Но [Иосиф] сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему.

18И подошел Иуда к нему и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон.

19Господин мой спрашивал рабов своих, говоря: есть ли у вас отец или брат?

20Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и [у него] младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один от матери своей, и отец любит его.

21Ты же сказал рабам твоим: приведите его ко мне, чтобы мне взглянуть на него.

22Мы сказали господину нашему: отрок не может оставить отца своего, и если он оставит отца своего, то сей умрет».

Если младшее поколение перестанет подчиняться старым законам, то старый закон умрёт, т.к. некому будет почитать старый уклад жизни.

«23Но ты сказал рабам твоим: если не придет с вами меньший брат ваш, то вы более не являйтесь ко мне на лице».

Если молодое поколение евреев не будет принимать новое, то новое не примет их.

«24Когда мы пришли к рабу твоему, отцу нашему, то пересказали ему слова господина моего.

25И сказал отец наш: пойдите опять, купите нам немного пищи.

26Мы сказали: нельзя нам идти; а если будет с нами меньший брат наш, то пойдем; потому что нельзя нам видеть лица того человека, если не будет с нами меньшого брата нашего.

27И сказал нам раб твой, отец наш: вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов; 28один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан; и я не видал его доныне; 29если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведете вы седину мою с горестью во гроб.

30Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, 31то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб.

32Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе [и не поставлю его пред тобою], то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни.

33Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: 34ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего».

Долгие объяснения и препирательства не давали нужного результата. И тогда была изменена тактика.

Глава 45

«1Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим».

Иосиф решил переговорить с братьями втайне от египтян.

«2И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов».

Реакция была слишком сильна и эмоциональна, чтобы скрыть её.

«3И сказал Иосиф братьям своим: я - Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.

4И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.

8Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

9Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое».

На самом деле Иосиф существовал как незаурядная личность из числа евреев.

До сих пор встречаются факты подобные описанному здесь. Кажущееся зло оказывается добром.

Например, Храм Христа Спасителя в Москве был построен с добавлением большого количества свинца. Хотя свинец не считается радиоактивным, но его присутствие около людей нежелательно. По велению свыше храм был разрушен руками коммунистического режима. Потребовалось время для выветривания негатива. Сейчас Храм построен вновь.

«12И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.

14И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.

15И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.

16Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

17И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш [хлебом] и ступайте в землю Ханаанскую; 18и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее [место] в земле Египетской, и вы будете есть тук земли.

19Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите; 20и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам».

Иосиф решил, что Бог пожелал помочь еврейскому народу не умереть с голоду, а т.к. голод в земле Ханаанской продолжался, предложил проживающим там евреям переехать жить в Египет. Фараон с этим согласился и оказал организационную помощь, поскольку понял, что евреи умеют богатеть, и это принесёт богатство в Египет.

«21Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас, 22каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд; 23также и отцу своему послал десять ослов (ответственных работников), навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц (животных), навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь».

Евреям была предоставлена возможность богатеть (триста сребренников и пять перемен одежд для Вениамина).

«24И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге.

25И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, 26и известили его, сказав: Иосиф [сын твой] жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им.

27Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их, 28и сказал Израиль: довольно [сего для меня], еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру».

Было принято решение поменять место жительства евреев, сохранив свои уставы и законы (Иаков, Израиль).

Глава 46

«1И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака.

2И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я.

3Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; 4Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои».

Евреи могли хорошо жить и богатеть, но никогда в других странах не считали себя окончательно обосновавшимися.

«5Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его.

6И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет, - Иаков и весь род его с ним.

7Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет.

8Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим.

9Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми.

10Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки.

11Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари.

12Сыны Иуды: Ир и Онан, и Шела, и Фарес, и Зара; но Ир и Онан умерли в земле Ханаанской. Сыны Фареса были: Есром и Хамул.

13Сыны Иссахара: Фола и Фува, Иов и Шимрон.

14Сыны Завулона: Серед и Елон, и Иахлеил.

15Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину, дочь его. Всех душ сынов его и дочерей его - тридцать три.

16Сыны Гада: Цифион и Хагги, Шуни и Эцбон, Ери и Ароди и Арели.

17Сыны Асира: Имна и Ишва, и Ишви, и Бриа, и Серах, сестра их. Сыны Брии: Хевер и Малхиил.

18Это сыны Зелфы, которую Лаван дал Лии, дочери своей; она родила их Иакову шестнадцать душ.

19Сыны Рахили, жены Иакова: Иосиф и Вениамин.

20И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.

21Сыны Вениамина: Бела и Бехер и Ашбел; [сыны Белы были:] Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муппим и Хуппим и Ард.

22Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ.

23Сын Дана: Хушим.

24Сыны Неффалима: Иахцеил и Гуни, и Иецер, и Шиллем.

25Это сыны Валлы, которую дал Лаван дочери своей Рахили; она родила их Иакову всего семь душ.

26Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ (качеств).

27Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших [с Иаковом] в Египет, семьдесят [пять].

28Иуду послал он пред собою к Иосифу, чтобы он указал путь в Гесем. И пришли в землю Гесем.

29Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его.

30И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив.

31И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне; 32эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они.

33Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше? 34то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец».

В данной главе все перечисленные имена не являются именами собственными, а раскрывают историю жизни и развития еврейского народа. Значения имён перечислены раньше. Читатель их может вспомнить или найти в предыдущих пояснениях.

Глава 47

«1И пришел Иосиф и известил фараона и сказал: отец мой и братья мои, с мелким и крупным скотом своим и со всем, что у них, пришли из земли Ханаанской; и вот, они в земле Гесем.

2И из братьев своих он взял пять человек и представил их фараону.

3И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши.

4И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем.

5И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли к тебе; 6земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.

7И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона.

8Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей?

9Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет (сто тридцать лет означает длительность странствования евреев в это время, а не годы жизни отдельной личности); малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их.

10И благословил фараона Иаков и вышел от фараона.

11И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес (второе название земли Гесем), как повелел фараон.

12И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства.

13И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.

14Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов.

15И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас?

16Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам [хлеб] за скот ваш, если серебро вышло у вас.

17И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их.

18И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших; 19для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.

20И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.

21И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.

22Только земли жрецов не купил [Иосиф], ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей.

23И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю; 24когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим.

25Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону.

26И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону (налог), исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону.

27И жил Израиль (евреи) в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились.

28И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет (столько лет длилось это влияние).

29И пришло время Израилю умереть (в Египте евреи утеряли силу своего влияния), и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, 30дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему.

31И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели».

Иосиф соблюдал заключённый с фараоном договор, согласно которому тот отдал хозяйственную власть Иосифу, а царскую власть оставил себе.

Иосиф проявил себя хорошим хозяйственником и сумел, используя кризисное время, приобрести для фараона деньги, скот, имущество, земли бедствующего народа, а народ сделал рабами. Двадцать процентов от полученного дохода шло в казну фараона. Стало ослабевать влияние евреев в Египте, и они удалились восвояси, но и там старый уклад жизни уже пошатнулся.

Глава 48

«1После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема [и пошел к Иакову].

2Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль собрал силы свои и сел на постели.

3И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, 4и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение (подведение итогов за данный промежуток времени).

5И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они (евреи принимают новое); Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; 6дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе (из старого полезное будет взято в дальнейшую обновлённую жизнь - сыновья Иосифа).

7Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль [мать твоя] (кончилась старая роскошная жизнь) в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.

8И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это?

9И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. [Иаков] сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их (старое обозрило новое и признало его).

10Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно. Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их.

11И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твое лице; но вот, Бог показал мне и детей твоих.

12И отвел их Иосиф от колен его и поклонился ему лицем своим до земли (старые колена жизни остались в прошлом, но новое вышло из старого).

13И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему.

14Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.

15И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, 16Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли».

Это итог истории жизни израильтян и пожелание на будущее.

«17И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову правую руку твою.

19Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ.

20И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии.

21И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; 22я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим».

Старое нежизнеспособно для нового времени, оно отмирает.

Иосиф на практике породил дипломатию, укрепил государственность, но не сумел правильно это оценить. Мудрость (Иаков) подсказывала, что выгоднее сохранять нажитое, защищая его. Первое это дипломатия, второе – сохранение нажитого при помощи оборонительной силы, дающей отпор захватчикам (Ефрем – двойной плод). Поэтому то и другое (Ефрем) был поставлен выше Манассии.

Глава 49

Здесь проведен анализ, подведены итоги и сделаны выводы о двенадцати различных направлениях общественной жизни еврейского народа, которые появились в процессе исторического развития. Читатель, изучив внимательно текст книги Бытие, в состоянии умозрить это.

Например, Вениамин означает, по мнению евреев, правильное направление, которое даёт счастье в богатстве, но добывается оно хапужничеством, присвоением себе больше положенного («Вениамин, хищный волк…», ст. 27).

«1И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; 2сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего (еврейские уставы, законы, повеления).

3Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; 4но ты бушевал, как вода, - не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел».

Крепость законов пошатнулась из-за введения нового в старый уклад евреев, что вызвало неодобрение от непонимания закона: «всё течёт, всё меняется».

«5Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; 6в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; 7проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле».

Симеон и Левий объединились и совершили злодеяние. Уставы, законы и повеления не одобряют жестокости.

Симеон это блюститель закона, а Левий – религиозная  служба. В связи с этим отличием они разделены на два колена, а бывшую жестокость осудили.

«8Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.

9Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?

10Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.

11Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; 12блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока».

Появилось казначейство и распределение доходов по выработанному закону.

«13Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона».

Расширение своих владений, вплоть до моря, развитие корабельного строительства для освоения морского пространства.

«14Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; 15и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани».

Возмездие.

«16Дан (закон о дани) будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; 17Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад».

Отъём у населения части его дохода узаконен в виде дани, но нужна мера.

«18На помощь твою надеюсь, Господи!

19Гад (счастье от прибыли), - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам».

Толпа этим недовольна, придётся её усмирять, чтобы иметь куш.

«20Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства».

Содержание царственных особ должно быть самым лучшим из того, что производят в государстве.

«21Неффалим - теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви».

Борьба за захват плодородных земель.

«22Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; 23огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, 24но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, 25от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, 26благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими».

1) Собирали евреев, увеличивали их количество, даже на чужой территории (Египет) и удерживали свой уклад жизни.

2) Умели улучшать своё благосостояние, хотя были попытки их унижать, разорять, изменить уклад. Еврейские уставы, законы, повеления воодушевляли их на борьбу и победу.

«27Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу».

Евреи одобряли добывание средств для роскошной жизни присвоением себе больше положенного за счёт эксплуатации работающих на них.

В первую очередь богатые ублажали себя (по утрам), а уж потом делили остатки среди работающих на них (вечером).

«28Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое».

Двенадцать колен это двенадцать сдерживающих направлений, из которых состояла основа еврейской жизни (при помощи двенадцати сил заставлять повиноваться уставу, закону, повелению). Это имеет две стороны. Одна – охраняет богатых от разграбления, вторая – сдерживает антизаповедных от анархии.

А теперь перечислю только качества колен:

1 – Закон. Крепость законов пошатнулась из-за введения нового в старый уклад евреев, что вызвало неодобрение.

2 - Симеон это блюститель закона.

3 - Левий – религиозная  служба.

Симеон и Левий объединились и совершили злодеяние. Уставы, законы и повеления не одобряют чрезмерной жестокости.

4 - Появилось казначейство и распределение доходов по выработанному закону.

5 - Расширение своих владений, вплоть до моря, развитие корабельного строительства для освоения морского пространства.

6 – Возмездие.

7 - Отъём у населения части его дохода узаконен в виде дани.

8 - Толпа этим недовольна, придётся её усмирять силовыми структурами, чтобы иметь куш.

9 - Содержание царственных особ самым лучшим, что производят в государстве.

10 - Борьба за захват плодородных земель.

11 - Состоит из двух направлений:

1) - Собирали евреев, увеличивали их количество, даже на чужой территории (Египет) и удерживали свой уклад жизни.

2) - Умели улучшать своё благосостояние, хотя были попытки их унижать, разорять, изменить уклад. Еврейские уставы, законы, повеления воодушевляли их на борьбу и победу.

12 - Евреи одобряли добывание средств для роскошной жизни присвоением себе больше положенного за счёт эксплуатации работающих на них.

В Откровении Иоанна сказано: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. (Структуру эту Создатель приветствует в общественной жизни). Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч» (Откровение, гл. 7, ст. 4-8).

12 колен × 12 тысяч = 144 тысячам. Каждая тысяча обозначает не число, а большое количество разветвлений внутри колена.

Как пример из современной жизни можно привести разнообразие видов промышленности. Открытия науки в этой области могут зарождать и другие разветвления, и новые технологии. Сейчас появились нанотехнологии.

Сравнивая тексты из книги Бытие и из Откровения, находим несовпадение при перечислении колен.

Я ознакомилась со многими попытками объяснить это. Ошибка толкователей в том, что они за основу берут другие необоснованные толкования, например, о змее, с которым сравнивается Дан; рассматривают его только как отрицательную сущность и в соответствии с этим выстраивают свои негативные умозаключения.

Всё нужно рассматривать с позиции «да» и «нет». В настоящее время змей это мудрость человеческая. Иисус сказал: «…будьте мудры, как змии…» (Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 16). Для облегчения своей жизни люди творят технику. Но она же, при дальнейшем развитии, погубит человечество. «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Бытие, гл. 49, ст. 16).

Ко времени написания Откровения произошли изменения. Дань (Дан) стала присутствовать во всех коленах. Даже Левиты требовали для себя 10 % от дохода населения. Поэтому как отдельное колено Дан перестал существовать.

Во времена, описанные в Книге Бытие, дипломатия и защита при помощи военной силы ещё только зарождались, были неясны конкретные задачи воинственности (Манассия). Она переформировывалась. В настоящее время является неотъемлемым коленом внутри государственной деятельности. Это захват, отбор незаконно присвоенного, разгон агрессивных стихийных проявлений. В наше время это полиция.

«29И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, 30в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую [пещеру] купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения; 31там похоронили Авраама и Сарру, жену его (старые устои жизни); там похоронили Исаака (законы) и Ревекку, жену его (жизнь по ним); и там похоронил я Лию (поскорбление за устои свои); 32это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых.

33И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему (т.е. тоже вошёл в историю жизни евреев)».

Все имена здесь есть значения, а не имена собственные.

За прошлую историю жизни было создано двенадцать колен, т.е. качественных направлений для упорядочения общественной жизни. Признаки невозражаемые, т.к. созданы при помощи условий. Они диктуют людям свою стезю. С развитием общества появляются ещё какие-то причины, которые могут увеличить число и изменить качества колен. Появление колена Манассии, потом изменение его смысла и упразднение колена Дана есть один из примеров.

История развития еврейского народа символизируется от Авраама до Иакова, где соблюдались уставы, законы и повеления. Трон Иакова запоздал, т.е. отстал в развитии, и приложился к народу своему, т.е. завершил свой исторический этап, а развитие (сыновья) постепенно отказывается от старого и переходит на новое. Новое вызревало внутри определённых жизненных позиций израильтян, существовавших какое-то время. Жизнь каждого периода времени оценивалась по достоинству. (Земля для захоронения была выкуплена Авраамом).

По контактной связи 4 ноября 2009 г. на вопрос: «Зачем надо было выкупать землю для отслужившего своё и ставшего прошлым?» был дан исчерпывающий ответ:

- Построить Новое можно на старом и забывать заслуги старого не следует, ведь оно загастролировало в своё время по прихоти развития. Узаконено оно временем. Исторический памятник обозревается тогда, когда ему отведено место погребения выкупом у Нового.

Глава 50

«1Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его».

На самом деле, люди плачут над трупом, а душа уже вышла из него, стала бестелесной тонкой материальностью и вступила в загробный мир с новыми возможностями.

«2И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля (не вычеркнули из памяти).

3И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней.

4Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так: 5отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. [Слова Иосифа пересказали фараону.]

6И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя».

Вначале человек телесный делает постройку в своём потустороннем мире (в уме) из полевых структур, а уж потом она овеществляется в нашем грубоматериальном мире.

«7И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 8и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем.

У нового уже нет ностальгии».

«9С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик.

10И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней».

Проявление скорби по ритуалу.

«11И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане».

Фараон был рад, что евреи закончили свою эпопею, и утвердился в том, что Иосиф со своим народом окончательно обосновался в Египте. Были возданы почести, совершён обряд плача, подчёркивающий уважение к этому народу.

«12И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им; 13и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре».

Похоронено деяние Иакова вместе с остальными деяниями предков, т.к. он остался преданным еврейскому укладу жизни и записал к себе тех, кто уклад этот принимал.

«14И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.

15И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали?

16И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: 17так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это».

Нравственно высокие люди должны прощать лесть, хитрость, ложь и всякие козни тем, кто имеет такую позиционную сущность. Не понявшие это праведники плачут от их деяний, а надо делать анализ и злостных ограждать от себя и от остальных.

«18Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.

19И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; 20вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; 21итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их».

По закону парадокса злом можно делать добро, а добром зло.

«22И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет.

23И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа (на его постройку).

24И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.

25И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда».

Это говорит о том, что ностальгия всегда жила в душе его.

«26И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте».

Как уже было сказано, текст может иметь несколько смыслов, накладывающихся друг на друга. В последних главах он двойной: 1 – два сына Иосифа действительно были рождены в браке, 2 – два новых качества, которые появились по необходимости из-за жизни в Египте.

Вы здесь: Главная Библия вчера и сегодня Изложение основного смысла книги Бытие Ветхого Завета Библии (Главы_42-50)

Новости сайта